«Подготовка кадров для современной журналистики: опыт Академии «Дойче Велле»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

с участием Академии «Дойче Велле» на тему

«Подготовка кадров для современной журналистики:

опыт Академии «Дойче Велле»

С 31 июля 2018 года в Узбекистане с визитом находится делегация «Академии Дойче Велле».

Г-жа Лидия Ранерт, страновой координатор «Академии Дойче Велле» по Центральной Азии и г-н Виктар Рудник, сотрудник «Академии Дойче Велле» выразили желание встретиться с различными журналистскими объединениями и СМИ в Ташкенте и регионах страны. В частности, эксперты встретились с представителями СМИ Наманганской, Андижанской, Хорезмской областей, а также Республики Каракалпакстан.

8 августа Международный пресс-клуб в сотрудничестве с Центром «Стратегии развития» провел круглый стол на тему: «Подготовка кадров для современной журналистики: опыт «Академии Дойче Велле».

Ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерзодхон Кудратходжаев поприветствовал гостей и сделал обзорное выступление о медиа трендах в Узбекистане.

Спикеры из «Академии Дойче Велле» поделились своими впечатлениями о ситуации в областях Узбекистана.

Лидия Ранерт отметила: «Во всех областях, которые мы посетили, мы слышали один и тот же ответ: ситуация со СМИ изменилась кардинальным образом. Журналисты, работающие в областях, могут свободно писать на любые темы. Ни один журналист не сказал, что чувствует какое-нибудь притеснение или давление. Мы пришли к выводу: журналистике в регионах Узбекистане стало легче работать».

«При этом, продолжила Лидия Ранерт, имеет место тот феномен, что называется самоцензура. То есть, если журналист не писал открыто и критично о процессах, получив неожиданно такую редкую возможность свободы выражения у него возникает некий самобарьер, страх высказываться открыто».

В свою очередь, Виктар Рудник сделал акцент на сходствах и различиях между СМИ Узбекистана и Республики Беларусь: «Мы встретились как с представителями государственной власти на местах, так и с журналистами и редакторами. Важным сходством между СМИ наших стран является то, что есть государственные, областные и районные СМИ. Разница между ними состоит в том, что в Республике Беларусь меньше частных СМИ, и большое множество негосударственных Интернет-СМИ. Все больше и больше СМИ стараются уйти в Интернет».

Он также продолжил: «Я заметил, что молодежь в Узбекистане мало читает газеты. Они предпочитают читать информацию на разных носителях онлайн. Эти тенденции важно учитывать при планировании будущего медиа-ландшафта. Создание Университета журналистики и массовых коммуникаций в Узбекистане – поистине грандиозное событие. Выбрана правильная дорога образования. Нас впечатлило, что отдельным направлением обучения будут медиа-менеджмент и медиа-маркетинг. Этих направлений не существует в государственных ВУЗах Республики Беларусь».

Останавливаясь на вопросе о журналистских кадрах, Лидия Ранерт отметила: «Самая большая проблема в областях Узбекистана – это извечная проблема нехватки профессиональных кадров. Важно глубже учить кадров в областях «основам журналистики». Сегодня высокими темпами открываются новые СМИ во всех городах страны, но нет адекватного уровня интеллектуально-кадрового обеспечения на уровне современных стандартов. Также мы заметили, что в областях хромает Интернет-журналистика».

Виктар Рудник особо остановился на феномене социальных сетей: «Вполне очевидно, почему многие СМИ сегодня уходят в социальные сети. В них совершенно новая аудитория. Выросло новое поколение молодых с совершенно новым мировоззрением, ожиданиями и требованиями. Новое поколение по-новому потребляет информацию. Значит, экономически уже выгодно вкладывать ресурсы в социальные сети – эффект будет качественно другим. Там аудитория шире».

Ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерзодхон Кудратходжаев отметил: «Будущее СМИ неизбежным образом связано с социальными сетями. Будущее зависит во многом от уровня управления информационными технологиями (IT), умения создавать инновационные программные приложения и гаджеты. СМИ должны научиться работать на таком же технологически продвинутом уровне, на котором создаются информационные технологии».

Шерзодхон Кудратходжаев также обратил внимание участников круглого стола на та, что IQ читателя заметным образом упал в последнее время. Молодое поколение меньше читает мировую классику. Будущее поколение журналистов, кузницей которых станет новый Университет, должно учитывать все вышеназванные тенденции и овладеть компетенциями, присущими высоким стандартам XXI века.